Этот вид транспорта широко используется на предприятиях керамической промышленности вследствие того, что:
а) обладает большой маневренностью;
б) не требует больших подготовительных работ по устройству выездных траншей;
в) способен преодолевать крутые подъемы;
г) прост в эксплуатации;
д) сравнительно легко осуществляется ремонт;
е) можно применять при малых объемах работ;
ж) а также при сложном рельефе, не допускающем укладки рельсовых путей.
В состав безрельсового транспорта входят: автотракторный, канатный и прицепные скреперы, кабельные экскаваторы и краны, отвалообразователи. Наибольшее значение в настоящее время приобретает автотранспорт, к которому относятся: автосамосвалы с емкостью кузова 3,5-40 м3 при грузоподъемности 5-70 т, но чаще от 3 до 22 т; седельные тягачи с полуприцепами и с прицепами с разгрузочным устройством через дно (типа хоппер), с емкостью прицепов до 100 ? при скорости передвижения до 40 км/ч, а также тракторы колесные и гусеничные с прицепами.
Автосамосвалы используются в основном при экскаваторной погрузке. Полное время одного рейса автосамосвала можно определить по формуле
Tр = t0 + (60·L)/v1 + (60·L)/v2 + tр, мин.
количество автосамосвалов, необходимое для непрерывной работы экскаваторов, определяется по формуле
n = ((60·L)/v1 + (60·L)/v2 + tр)/t0 + 1
производительность автосамосвала за смену производительностью 8 ч определяют по формуле
П = (480·q·Кпр·Кт)/Тр
где tр, t0 — время, потребное на разгрузку и погрузку автосамосвала, мин; L — расстояние откатки, км; v1 — скорость движения автосамосвала с грузом, км/ч; v2 — скорость движения автосамосвала порожняком, км/ч; q — грузоподъемность автосамосвала, Т; Квр, Кт — коэффициенты использования автосамосвала соответственно по времени и грузоподъемности.
Использование автосамосвалов позволяет механизировать процесс разгрузки и свести эту операцию по времени до минимума. Широко применяются автосамосвалы марок ГАЗ-93; ЗИЛ-585И, МАЗ-205 и др. грузоподъемностью соответственно 2,25; 3,5 и 6 Т. Наибольшая скорость их с полной нагрузкой 70-55 км/ч.
Средняя дальность перевозок сырья из карьера с помощью автомобильного транспорта составляет 8-9 км, а средняя себестоимость 1 т·км при этом 7,5-8,0 коп. Наряду с указанными преимуществами автотракторный транспорт имеет и недостатки: более высокая себестоимость, чем при рельсовом транспорте; увеличенный обслуживающий штат; требует устройства дорог в карьере и на выездах, особенно в осенне-зимний и весенний периоды года.