Смотрите также

Раздел пуст

История развития и применения легких бетонов - История развития и применения легких бетонов - Часть 3

Применению легкого железобетона такого вида способствовала организация в 1929-930 гг. на территории Армении крупных для того времени предприятий по добыче пемзы и туфа, выпускавших природные пористые заполнители хорошего качества для легких бетонов марок 100 и ниже. Экспериментальные работы, связанные с изучением армированного легкого бетона, были начаты в 1932 г. в ЦНИПС (Москва) и в Закавказском научно-исследовательском институте сооружений (Тбилиси) совместно с его армянским филиалом (Ереван).

Наибольшее значение имели исследования, проведенные в Закавказском научно-исследовательском институте сооружений (ЗИС), где исследовательские работы сочетались с широким внедрением в промышленность легкого железобетона. В 1932 г. и Тбилиси автором было проведено испытание опытного безбалочного перекрытия, запроектированного из легкого железобетона А.А. Гвоздевым. Испытание этого перекрытия, возведенного из армированного пемзобетона марки 50 без каких-либо мероприятий по защите арматуры от ржавления, дало вполне удовлетворительные результаты.

Началом широкого применения легкого железобетона явилось строительство здания Тбилисского филиала института ТИМЛ, начатое в 1933 г. Проектирование составов бетона производилось из расчета получения н 28 суточном возрасте 70% проектной прочности. Пемзобетон в месячном возрасте имел прочность на сжатие 35 кгс/см2, а проектная марка 50 достигалась только в трехмесячном возрасте при объемном весе 1000-100 кг/м3. Расход цемента на 1 м3 пемзобетона в железобетонных конструкциях фактически составил 170 кг/м3; при этом получался нерасслаивающийся и удобоукладываемый пемзобетон, обеспечивающий в то же время сохранность арматуры от коррозии; стоимость железобетона оказалась на 30% ниже стоимости тяжелого бетона.

Достигнутые на строительстве здания института положительные результаты стимулировали быстрое распространение легкого железобетона и на других стройках Тбилиси. Стадион «Динамо», Дом правительства, многоквартирные жилые дома горсовета, кинотеатр «Руставели», 100-квартирный дом, цирк, крытый рынок - таков краткий перечень объектов, выстроенных из легкого железобетона в Грузии в течение 3-х лет начиная с 1933 г.

Следует отметить, что применение метода расчета обычного железобетона по стадии разрушения было связано с преодолением укоренившихся навыков расчета железобетонных конструкций по допускаемым напряжениям, конструкции же из легкого железобетона с самого начала проектировались только на основе нового метода расчета. Первая «Инструкция по проектированию и возведению конструкций и сооружений из легкого железобетона» вышла в 1937 г. Легкий железобетон получил широкое применение в разных областях строительства. Из монолитного легкого железобетона были возведены кессонные, часторебристые, ребристые, безбалочные, вспарушенные и другие системы перекрытий и покрытий, рамные конструкции зданий и даже колонны. В качестве основного материала легкий железобетон применили в 1938 г. при строительстве путепровода над железнодорожными путями у ст. Авчалы в Грузии.

В сборном строительстве легкий железобетон начал применяться с 1936 г. Первыми конструкциями были междуэтажные перекрытия из пустотелых настилов типа «Симкар», получившие в дальнейшем самое широкое применение под названием многопустотные панели перекрытий. Наличие ресурсов природных пористых заполнителей на территории Армении благоприятствовали использованию их в бетонах как в самой республике, так и в Грузии. В 1934-1935 гг. в Ереване были возведены из туфожелезобетона перекрытия и купол третьей клинической больницы, междуэтажные перекрытия универмага и др.

Примерно и те же годы туфобетон был применен также для облицовки Арташатского канала (А. А. Абрамян, A. M. Акопян). Природные пористые заполнители месторождений Армении вывозили и за пределы Закавказья. Так, в 1937 г. на одном объекте в Московской области был применен сборный легкий железобетон на основе анийской пемзы.

Из пемзожелезобетона изготовляли элементы длиной 6 м для заполнения каркасных стен, работающих на двустороннюю горизонтальную нагрузку 500 кгс/м2. Общая площадь возведенных пемзожелезобетонных стен составила 11000 м2 при толщине их 40 см. В изучении и внедрении легкого железобетона на пористых заполнителях из отходов промышленности и специально приготовленных большую роль сыграли работы ЦНИПС, и результате которых с 1937 г. на различных промышленных объектах Советского Союза начали внедрять кровельные плиты и другие изделия на основе доменных гранулированных и топливных шлаков, а также, в незначительном объеме - керамзита.

После пуска в 1937 г. в Воронцове (Московская обл.) первой опытной промышленной установки по производству керамзита стали применять в легком железобетоне также керамзитовые заполнители. Началу применения керамзитожелезобетона предшествовали исследования, проведенные в СтройЦНИЛ НКЛП, в ЦНИПС, в ТНИСГЭИ и в других организациях.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в первые годы послевоенного периода вследствие недостатка цемента широкое применение имели легкие бетоны и изделия па основе низкоактивных вяжущих: шлакобетонные камни и блоки объемным весом 1450-1500 кг/м3, и из «пробужденного» бетона -объемным весом 1800-900 кг/м3 при марке бетонов 35. Производство шлакобетонных камней к концу 1943 г. базировалось на станках ЯК-2 и др. Кроме того, к этому времени был освоен поточный выпуск полуавтоматических станков ЦСМ-133 (СМ-40) производительностью 360 камней в час, работа которых основана на эффективных методах уплотнении шлакобетонной смеси. Осуществлялось также монолитное строительство малоэтажных зданий с применением легких бетонов на известково-пуццолановых вяжущих.

В районах, располагавших природными пористыми заполнителями, применение легкого железобетона продолжалось и в годы войны. В 1941-1945 гг. в промышленном строительстве Армении и Грузии применяли изготовляемые из легкого железобетона плоские, ребристые и пустотелые плиты для кровельных покрытий. На ряде объектов были применены также прогоны и фермы пролетом 12, 18 и 20 м из легкого железобетона. Уложенные в тот период в перекрытиях ряда промышленных зданий сборные фермы пролетом 12 и 20 м изготовляли из легкого железобетона на основе шлакобетона марки 110 на топливных (котельных) шлаках.

На строительстве Тбилисского локомотиворемонтного завода в 1942-947 гг. были возведены многопролетные короткие цилиндрические оболочки с длиной волны от 7 до 21 м, пролетом 6 м, толщиной 6-7 см, общей площадью свыше 20 000 м2. Оболочки и диафрагмы-арки пролетом от 7 до 21 м были изготовлены из легкого железобетона на основе пемзобетона марки 50. В 1942 г. на основе работ ТНИСГЭИ на строительстве ТЭЦ была сооружена оболочка 18х26 м в плане из легкого железобетона с применением пемзобетона марки 50.

В 1950 г. благодаря исследованиям, проведенным в Институте строительного дела АН Грузинской CCP, на строительстве шелкоткацкой фабрики была возведена длинная цилиндрическая оболочка толщиной 10 см, размером в плане 20,6X25 м из легкого железобетона на основе пемзобетона марки 70.

В Грузии работы, выполненные в ТБИИЖТе, позволили применить легкий железобетон в строительстве мостов. В 1949 г. через р. Гализгу был построен пятипролетный железнодорожный виадук, в котором один балочный пролет размером 10,7 м и один арочный пролет размером 30 м были выполнены из легкого железобетона с применением пемзобетона марки 70. На основе этого опыта, за период с 1951 по 1957 г. из легкого железобетона на автодорогах Грузии из армированного пемзобетона, туфобетона и спонголитбетона было построено 15 мостов. Среди них имеются балочные, плитные, балочно-консольные и арочные мосты, путепроводы, косые мосты и т. и.

В 1946 г. на основе работ АИСМ в Армении было организовано производство пустотелых перегородочных плит и пустотелых настилов из легкого бетона. Перегородки из таких плит в скором времени полностью вытеснили деревянные. Пустотелые настилы «Симкар» с двумя или одной цилиндрической полостью изготовляли для междуэтажных перекрытий и покрытий из легкого железобетона на основе пемзобетона и туфобетона марок 50-40, причем выпуск таких изделий был регламентирован специальными техническими условиями.

Ширина пустотелых панелей была ограничена в пределах от 15 до 50 см при длине 565 см из-за отсутствия в тот период соответствующих кранов; для монтажа таких панелей использовали кран «Пионер». Вскоре на основе разработанного АИСМ вакуумного способа настилы эти начали выпускать также с прямоугольными полостями. В 1946-1948 гг. в Армении было организовано производство сборных одноэтажных домов целиком из легкого железобетона. Покрытия и перегородки собирали из изделий, указанных выше, а стены из элементов каркаса и стеновых панелей из ребристых плит. Производство таких домов из элементов заводского изготовления было прекращено в 1948 г. главным образом по тем соображениям, что в условиях дефицита цемента посчитали нецелесообразным возведение наружных стен из железобетонных панелей.

Легкие бетоны использовались не только в сборном, но и в монолитном строительстве. К наиболее интересным сооружениям, возведенным монолитным способом, относятся туфожелезобетонные арки пролетом 30 м, разработанные А. А. Аракеляном.

В существенно больших масштабах монолитный легкий бетон получил применение начиная с 1949-1950 гг. в гидротехническом строительстве. Из легких бетонов марок 100-200 на литоидной пемзе, а впоследствии и на вулканических шлаках, возведены и возводятся ответственные конструкции (акведуки, обделка туннелей, каналы и др.) гидротехнических сооружении Севано-Зангинского каскада, начиная с Гюмушской ГЭС, в после окончания строительстиа всех гидростанции на этом каскаде на гидростройках Татева и Арпа.

В опытном порядке легкие бетоны были использованы в дорожном строительстве на подъездных путях к заводам в г. Севане и Лусаване. После 1954-1955 гг, применение легкого бетона и железобетона в Закавказье начало расширяться во всех областях строительства. Этому способствовало то обстоятельство, что расширение производства природных пористых заполнителей требовало меньших капиталовложеиий и меньших сроков, чем организация искусственных заполнителей.

Разрабатываемые каталоги унифицированных конструкций и деталей, альбом рабочих чертежей, и также типовые проекты зданий с самого начала предусматривали их изготовление на основе легких бетонов, а проекты, поступающие извне, пересматривались с точки зрения замены тяжелого бетона легким. В соответствии с этим многопустотные панели перекрытий и перемычки, лестничные марши и площадки, элементы балконов и сборных кровельных покрытий и другие детали зданий различного назначения изготовлялись в основном из легкого железобетона.

Поиск