Смотрите также

Раздел пуст

История развития и применения легких бетонов

История возникновения и развития применения бетона и железобетона на пористых заполнителях весьма своеобразна. Бетон и железобетон на пористых заполнителях долгое время рассматривались как материалы специального назначения, причем области их целесообразного применения в разное время были существенно различными. Известны случаи применения бетона на пористых заполнителях еще в древности как в надземных сооружениях, так и в гидротехническом строительстве.

Использование его в гидротехнических сооружениях объясняется тем, что тогда еще не знали гидравлических вяжущих, но уже были знакомы с получением гидравлических растворов и бетонов посредством смешивания извести с толченым и кусковым легким заполнителем вулканического происхождения или искусственно приготовленным (кирпич). Так, Плиний предлагал смешивать 1 ч. извести, 2 ч. пуццолана и 1 ч. толченого туфа. Этот рецепт в течение многих столетий был единственным при возведении гидротехнических сооружений.

Следует отметить, что применение легкого бетона в тот период вполне оправдало себя. В постановлениях XV судоходного конгресса гидротехнические морские сооружения на основе извести и пуццолана были признаны более долговечными, чем современные сооружения из портландцементного бетона. Это решение было принято конгрессом по докладу итальянского специалиста Периани, который обосновывал достоинства гидротехнических сооружений на смеси извести и пуццолана хорошей работой морских сооружений такого рода, построенных две тысячи лет назад. Некоторые из этих сооружений, находящиеся в портах Анконе и Чивитавеккии, все еще служат своему назначению и по настоящее время.

В Древней Армении и Иране, где хорошо были известны преимущества легких бетонов на известковом вяжущем и крупной кусковой пемзе, выкладывали из них куполы и своды больших зданий и храмов. Мелкую кусковую пемзу и пемзовый песок употребляли в смеси с известью при возведении этих же зданий. На территории Армении сохранились выдающиеся сооружения древности, в стенах и сводах которых применен известковый легкий бетон.

Бетон обычно составляет ядровую часть ограждений, в то время как наружные слои выполнены преимущественно из туфовых камней. При толщине стен до 100-120 см толщина ядровой части из бетона достигает 50 см. Наружные камни ставились на высоту одного ряда, а пространство между ними заполнялось известковым мелкозернистым бетоном, в который втапливались куски туфового камня.

Проверка прочности растворов (бетонов), примененных в сооружениях V-VII вв., показала, что из семи обследованных сооружений в одном случае предел прочности при сжатии раствора на речном песке составил 17,5 кгс/см2, в двух случаях - раствора (бетона) па пемзовом песке - 26,5 и 46 кгс/см2 и в четырех случаях - раствора (бетона) на туфовом песке - 24; 25; 26,5 и 58 кгс/см2.

Таким образом, еще в древности легкий бетон находил некоторое применение и в гидротехническом строительстве как материал, обладающий способностью твердеть под водой, И в надземных частях зданий и сооружений как материал, относительно прочный и легкий. Во всех этих случаях решающее значение имело то, что известь в смеси с легкими заполнителями твердеет под водой и на воздухе и образует более прочный материал, чем смесь извести с обычным (плотным) заполнителем.

Использование легкого бетона как малотеплопроводного материала для возведения монолитных из отдельных искусственных камней известно с XIX в. В первое время в качестве вяжущего служила известь. С развитием производства портландцемента вследствие медленного твердения известковых легких бетонов и относительно невысокой их прочности цемент как вяжущее постепенно вытесняет известь. Значительное количество отходов промышленности в виде топливных и доменных шлаков, пригодных для использования в качестве пористых заполнителей, а также применение машинного способа изготовления бетонных смесей и формования искусственных камней способствовали постепенному развитию легкобетонного строительства.

Еще в конце XIX в. проф. H. А. Житкевич рекомендовал использовать в качестве пористых заполнителей для бетона кирпичный щебень, кокс, шлаки от топки котлов и из доменных печей. Им же были рекомендованы составы легких бетонов и даны значения их коэффициентов теплопроводности. В 1912 г. проф. H. А. Белелюбецкий предложил стены толщиной 45 см из кирпичешлакобетонных камней.

В 1910-1914 гг. в Петербурге из армированного шлакобетона были выполнены перекрытия ряда общественных и торговых зданий (здание ломбарда и др.). Перекрытия представляли собой плоские неразрезные плиты пролетом около 2 м, уложенные по металлическим балкам. Обследование некоторых из этих перекрытий, проведенное б. ЦНИИПС в 1949 г., показало, что качество шлакобетона и состояние арматуры в них после 35 лет эксплуатации хорошие. В 1913 г. в Карской области инженером H. А. Мелик-Парсадановым была изготовлена партия кирпича из пемзовой мелочи для строительства жилого дома.

Инженеры С. Л. Прохоров и M. H. Смирнов предложили многопустотные шлакобетонные камни, которые после усовершенствования в 1926 г. были названы камнями «крестьянин». Начали также изготовляться шлакобетонные камни на деревянном ручном станке. Этот станок был усовершенствован С. А. Торлецким в 1924 г. для акционерного общества «Ауфбау» (Москва) и под названием «камни системы Ауфбау» изделия применялись в малоэтажном строительстве. С 1926 по 1930 г. различные организации выпускали около 50000-60000 таких камней ежегодно, преимущественно для заполнения каркасных стен в промышленных зданиях.

Начиная с 1927 г. в ряде крупных городов Советского Союза получило развитие монолитное строительство зданий до 8 этажей с применением заполнителей из пемзы и шлака, осуществляемое русско-германским акционерным обществом «Русгерстрой». Принцип составления бетона предусматривал содержание в нем наряду с пемзой и гранулированными шлаками также гравия, песка и иных местных материалов по определенной жесткой рецептуре в соответствии с патентом фирмы «П. Коссель и Ко», являющейся компаньоном акционерного общества. Впоследствии, после преобразования этого общества в трест Теплобетон еще в течение ряда лет легкий бетон указанного сложного состава продолжали использовать в строительстве.

Применение арматуры в легкобетонных стенах в практике треста Теплобетон допускалось при условии укладки ее в 6 см слое цементного раствора 1:2,5 с предварительной обмазкой арматуры цементным тестом. Необходимо отметить, что в 1928-1929 гг. на строительстве холодильников в Ереване и в Севане инж. В. Д. Редковым был применен в качестве несущего и теплоизоляционного материала легкий бетон на пористом заполнителе из одной пемзы. Наряду с монолитным строительством трест Теплобетон с 1930 г. начал внедрять легкобетонные камни системы С. А. Торлецкого.

В Советском Союзе уже в период 1925-1928 гг. осуществлялось также крупноблочное и сборное строительство. В 1925 г. в Москве был построен пятиэтажный жилой дом из крупных блоков со сборными железобетонными перекрытиями. В тот же период на Украине, в порядке опытного строительства, по предложению С. А. Ваценко был возведен жилой дом, целиком собранный из заранее заготовленных бетонных и железобетонных элементов.

Начиная с 1927 г. по инициативе Г. Б. Красина, E. В. Костырко и А. Ф. Лолейта развивается легкобетонное крупноблочное строительство в Москве, Ленинграде, Харькове, Свердловске, Магнитогорске и других городах. Значительные работы по изучению технологии крупных шлакобетонных блоков были проведены Украинским институтом сооружений начиная с 1930 г. В 1932-1933 гг. на основе этих работ в Краммашстрое было выстроено восемь четырехэтажных крупноблочных зданий по 64 и 48 квартир, в Никополе - четыре здания общим объемом 62682 м3 и др. С 1931 по 1937 г. в Ленинграде было уложено около 20 000 м3 шлакобетонных крупных блоков. Большой объемный вес шлакобетона на котельных шлаках обусловливал толщину наружных стен 50 см.

Наибольшее развитие в тот период крупноблочное строительство получило в Москве. Смонтированные в 1927 г. из крупных блоков дома имели 6-8 этажей. С 1927 по 1936 г. было выстроено пять многоэтажных жилых зданий высотой от 5 до 8 этажей, два промышленных здания и 11 четырехэтажных школ, В 1932 г. построено более 10 крупноблочных Дании (школы, ясли и др.).

Проведенные институтом строительной техники АСиА СССР в 1948-1949 гг. обследования ограждающих конструкций зданий, возведенных как из шлакобетонных крупных блоков, так и из шлакобетонных камней, в большинстве случаев установили их хорошее состояние.


В довоенный период общий объем крупноблочных зданий составил около 2,5 млн. м3. В качестве заполнителей использовали топливные и металлургические гранулированные шлаки, на основе которых изготовляли бетон объемным весом около 1600 кг/м3 и прочностью на сжатие 30-40 кгс/см2. Легкобетонные камни изготовляли на основе тех же заполнителей, причем для сплошных камней объемный вес бетона составлял до 1400 кг/м3, пустотелых - до 1600 кг/м3, при прочности на сжатие 25-50 кгс/см2.

В районах расположения металлургических заводов в тот период использовали также «пробужденные» бетоны, получаемые мокрой обработкой на бегунах доменных отвальных или гранулированных шлаков с добавкой катализаторов: цемента 2-3%, хлористого кальция 2-3%, извести 3-5% и т. п. Объемный вес таких бетонов составлял около 1600 кг/м3, прочность на сжатие - около 30 кгс/см2.

Наряду с портландцементом при изготовлении блоков и камней использовали также различные виды сложных и смешанных вяжущих. Некоторые виды шлакобетонных камней, например на диатомито-трепельном вяжущем, из «пробужденного» бетона, бесцементные и др., оказались недостаточно атмосферостойкими. Уменьшение прочности во времени показали также цементные шлакобетонные камни, изготовленные на основе шлаков бурых (в том числе подмосковных) углей.

Первые попытки применения армированного легкого бетона как в России, так и за рубежом относятся к началу 20 столетия. Первоначально в железобетонных конструкциях допускалось применять только легкие бетоны тех же марок, что и обычные, т. е. с относительно невысокими теплоизоляционными показателями. В этом отношении характерно развитие армированного легкого бетона в зарубежной строительной практике.

В Германии начали изготовлять армированные пемзобетонные плиты для покрытий и перекрытий зданий еще в 1910-х годах. Плиты эти изготовляли как сплошными, так и пустотелыми, разнообразной формы и размеров и укладывали по металлическим балкам. В отдельных случаях применялся монолитный легкий железобетон в покрытиях и перекрытиях. Основная цель применения армированных пемзобетонных плит обычно заключалась в уменьшении собственного веса конструкций и в экономии стали при опирании их на металлические балки.

Имеются примеры возведения цилиндрических оболочек, в которых применение пемзожелезобетона было обусловлено необходимостью тепловой защиты сооружения. Характерным является использование пемзожелезобетона в сводчатых покрытиях толщиной 8 см со следующими показателями: расход материалов на 1 м3 пемзобетона - 350 кг высокосортного цемента, 0,42 м3 обычного (кварцевого) песка и 0,84 м3 пемзового орешка с зернами от 1 до 20 мм.

Прочность пемзобетона на сжатие через 8, 14 и 28 суток - 120, 140 и 160 кгс/см2 соответственно. Допускаемое напряжение на сжатие было принято 35 кгс/см2. Объемный вес пемзобетона без арматуры - 1,48 т/м3, а для расчетов (с арматурой) принимался равным 1,6 т/м3. Необходимо отметить недооценку свойств пемзобетона с точки зрения его способности предохранять арматуру от ржавления. Так, например, один из главных поставщиков пемзобетонных материалов до второй мировой войны на германском рынке - фирма Реми применяла для изготовления потолочных плит бетон, состоящий из смеси цемента, промытого рейнского песка и пемзового щебня в соотношении 1:2:3. Арматуру для предохранения от ржавления покрывали жирным цементным раствором на кварцевом песке.

Применение обычного песка вместо легкого увеличивало вес бетона, а необходимость защиты арматуры вызывала дополнительные трудности при изготовлении изделий и не везде могла быть осуществлена. В США вследствие недостатка естественных легких заполнителей легкие бетоны начали изготовлять на основе искусственных легких заполнителей, получаемых из топливных и доменных шлаков или в результате обжига глины и глинистых сланцев.

Для производства легких бетонов в США характерны высокий расход цемента и употребление (частично) кварцевого песка, что не позволяло получать железобетон с расчетным объемным весом менее 1500 кг/м3. Армированный легкий бетон в США начали применять во время первой мировой войны, когда острая потребность в тоннаже, дефицитность стали и недостаток квалифицированных рабочих вызвали бурное развитие железобетонного судостроения. Возникшая в связи с этим задача получения прочного и водонепроницаемого бетона, который в то же время обладал бы по возможности легким весом, была решена благодаря применению легкого заполнителя, названного хайдитом.

В течение войны из армированного легкого бетона было построено и спущено на воду 12 судов общим водоизмещением около 60000 т. Бетон на хайдитовом заполнителе удавалось получать объемным весом 1,6-1,8 т/м3 с прочностью на сжатие 400 кгс/см2. Водонепроницаемость и способность поглощения влаги у легкого бетона, как отмечалось, оказались такими же, как и у обычного, однако для получения легкого бетона такой же прочности, как и обычного судостроительного бетона, требовался больший расход цемента. С окончанием первой мировой войны железобетонное судостроение прекратилось, но хайдитовый железобетон остался в обиходе.

В США из легкого железобетона начали изготовлять сборные плиты для перекрытий и покрытий, а также монолитные конструкции в жилых и промышленных зданиях. Наиболее интересным является применение легкого железобетона при постройке моста Сан-Франциско - Оклэнд. Одежда шестипутного дорожного полотна этого моста протяжением 6,43 км выполнена из легкого железобетона. Предварительно был изучен вопрос об истирании легкого бетона. В этих целях на опытном участке дороги с большим движением к югу от Сан-Франциско был уложен один слой легкого бетона.

После пятилетней эксплуатации поверхность бетона не подверглась сколько-нибудь значительному истиранию. Хайдитовый бетон приготовляли с расходом цемента 362 кг/м3. Обычный песок вводили в состав легкого бетона в количестве около 100 л/м3. Предел прочности при сжатии цилиндров 6х12 дюймов в возрасте 28 суток составлял 216 кгс/см2, объемный вес в том же возрасте - 1630 кг/м3. В воздушно-сухом состоянии в эксплуатационных условиях объемный вес хайдитового бетона уменьшался до 1520 кг/м3.

С точки зрения применения в конструкциях в США обращалось внимание на два свойства легкого железобетона: относительно малый объемный вес и низкий модуль упругости. Первое из них дает возможность уменьшить собственный вес конструкций по сравнению с железобетонными и соответственно уменьшить размеры строительных элементов или увеличить пролет, а также снизить нагрузку на колонны и фундаменты. Влияние низкого модуля упругости в изгибаемых элементах, по мнению американских специалистов, выражается в понижении нейтральной оси, что влечет за собой увеличение количества арматуры.

При учете влияния малого объемного веса и низкого модуля упругости и при использовании возможности уменьшить толщину плиты считали, что замена обычного железобетона легким дает возможность уменьшить количество бетона на 15-20%, с увеличением при этом количества стали на 11-17%. Стойки из легкого железобетона обладают тем преимуществом, что рамы и тому подобные конструкции принимают па себя меньшие погибающие моменты. В связи с этим комбинированные конструкции, ригели которых были из обычного, а стойки - из легкого железобетона, рассматривали как логичное и рациональное решение.

Считается, что значительное снижение стоимости сооружений при применении легкого железобетона может быть достигнуто и многоэтажных зданиях, в настилах мостов и в кровельных покрытиях больших пролетов. Экономия будет тем больше, чем больше величина соотношения постоянной и временной нагрузок.

Армированный легкий бетон в Советском Союзе на применялся на тех же основах, что и в зарубежном строительстве. Однако использование в железобетоне легких бетонов таких же марок, как и обычных, могло быть оправданным не во всех областях строительства.

Чтобы расширить область применения легкого железобетона и повысить эффективность его использования, нужно было обосновать возможность армирования также и низкомарочных легких бетонов, имеющих не только меньший собственный вес, но и существенно лучшие теплоизоляционные свойства, чем легкие бетоны средних и высоких марок. Решению этой проблемы благоприятствовало следующее. Предложение А. Ф. Лолейта о новом методе расчета железобетона по разрушающим нагрузкам, имело важное значение для последующего развития методов расчета железобетона в СССР и России.

Позднее, на основе результатов экспериментальных исследований, проф. А. А. Гвоздевым и его учениками была развита новая теория расчета изгибаемых железобетонных элементов, распространенная и на сжатые и на внецентренно сжатые элементы. Новый метод расчета был принят в 1938 г. как обязательный и введен в нормы и технические условия проектирования железобетонных конструкций (ОСТ 90003-8). Предложение А. Ф. Лолейта касалось обычного (тяжелого) железобетона, но из выдвинутых им идей возникала возможность нового подхода к допустимости использования в железобетоне бетонов с иными упругими и прочностными характеристиками, чем у тяжелого. В частности, следовало, что замена в изгибаемых железобетонных конструкциях бетона одной марки бетоном другой, более низкой, незначительно снижает их несущую способность.

Действительно, основываясь на теории расчета железобетонных конструкций по разрушающим нагрузкам, легко показать, что при замене в изгибаемой конструкции бетона марки 110 бетоном марки 50, т.е. вдвое менее прочным, несущая способность ее, в зависимости от процента армирования, понижается всего на 2-5%. Это открыло перспективы использования в железобетоне легких бетонов не только средних и высоких марок, но и низких и создания такого вида легкого железобетона, который наилучшим образом мог бы выполнять несущие и теплоизоляционные функции, обладая при этом минимальным собственным весом.


Применению легкого железобетона такого вида способствовала организация в 1929-930 гг. на территории Армении крупных для того времени предприятий по добыче пемзы и туфа, выпускавших природные пористые заполнители хорошего качества для легких бетонов марок 100 и ниже. Экспериментальные работы, связанные с изучением армированного легкого бетона, были начаты в 1932 г. в ЦНИПС (Москва) и в Закавказском научно-исследовательском институте сооружений (Тбилиси) совместно с его армянским филиалом (Ереван).

Наибольшее значение имели исследования, проведенные в Закавказском научно-исследовательском институте сооружений (ЗИС), где исследовательские работы сочетались с широким внедрением в промышленность легкого железобетона. В 1932 г. и Тбилиси автором было проведено испытание опытного безбалочного перекрытия, запроектированного из легкого железобетона А.А. Гвоздевым. Испытание этого перекрытия, возведенного из армированного пемзобетона марки 50 без каких-либо мероприятий по защите арматуры от ржавления, дало вполне удовлетворительные результаты.

Началом широкого применения легкого железобетона явилось строительство здания Тбилисского филиала института ТИМЛ, начатое в 1933 г. Проектирование составов бетона производилось из расчета получения н 28 суточном возрасте 70% проектной прочности. Пемзобетон в месячном возрасте имел прочность на сжатие 35 кгс/см2, а проектная марка 50 достигалась только в трехмесячном возрасте при объемном весе 1000-100 кг/м3. Расход цемента на 1 м3 пемзобетона в железобетонных конструкциях фактически составил 170 кг/м3; при этом получался нерасслаивающийся и удобоукладываемый пемзобетон, обеспечивающий в то же время сохранность арматуры от коррозии; стоимость железобетона оказалась на 30% ниже стоимости тяжелого бетона.

Достигнутые на строительстве здания института положительные результаты стимулировали быстрое распространение легкого железобетона и на других стройках Тбилиси. Стадион «Динамо», Дом правительства, многоквартирные жилые дома горсовета, кинотеатр «Руставели», 100-квартирный дом, цирк, крытый рынок - таков краткий перечень объектов, выстроенных из легкого железобетона в Грузии в течение 3-х лет начиная с 1933 г.

Следует отметить, что применение метода расчета обычного железобетона по стадии разрушения было связано с преодолением укоренившихся навыков расчета железобетонных конструкций по допускаемым напряжениям, конструкции же из легкого железобетона с самого начала проектировались только на основе нового метода расчета. Первая «Инструкция по проектированию и возведению конструкций и сооружений из легкого железобетона» вышла в 1937 г. Легкий железобетон получил широкое применение в разных областях строительства. Из монолитного легкого железобетона были возведены кессонные, часторебристые, ребристые, безбалочные, вспарушенные и другие системы перекрытий и покрытий, рамные конструкции зданий и даже колонны. В качестве основного материала легкий железобетон применили в 1938 г. при строительстве путепровода над железнодорожными путями у ст. Авчалы в Грузии.

В сборном строительстве легкий железобетон начал применяться с 1936 г. Первыми конструкциями были междуэтажные перекрытия из пустотелых настилов типа «Симкар», получившие в дальнейшем самое широкое применение под названием многопустотные панели перекрытий. Наличие ресурсов природных пористых заполнителей на территории Армении благоприятствовали использованию их в бетонах как в самой республике, так и в Грузии. В 1934-1935 гг. в Ереване были возведены из туфожелезобетона перекрытия и купол третьей клинической больницы, междуэтажные перекрытия универмага и др.

Примерно и те же годы туфобетон был применен также для облицовки Арташатского канала (А. А. Абрамян, A. M. Акопян). Природные пористые заполнители месторождений Армении вывозили и за пределы Закавказья. Так, в 1937 г. на одном объекте в Московской области был применен сборный легкий железобетон на основе анийской пемзы.

Из пемзожелезобетона изготовляли элементы длиной 6 м для заполнения каркасных стен, работающих на двустороннюю горизонтальную нагрузку 500 кгс/м2. Общая площадь возведенных пемзожелезобетонных стен составила 11000 м2 при толщине их 40 см. В изучении и внедрении легкого железобетона на пористых заполнителях из отходов промышленности и специально приготовленных большую роль сыграли работы ЦНИПС, и результате которых с 1937 г. на различных промышленных объектах Советского Союза начали внедрять кровельные плиты и другие изделия на основе доменных гранулированных и топливных шлаков, а также, в незначительном объеме - керамзита.

После пуска в 1937 г. в Воронцове (Московская обл.) первой опытной промышленной установки по производству керамзита стали применять в легком железобетоне также керамзитовые заполнители. Началу применения керамзитожелезобетона предшествовали исследования, проведенные в СтройЦНИЛ НКЛП, в ЦНИПС, в ТНИСГЭИ и в других организациях.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в первые годы послевоенного периода вследствие недостатка цемента широкое применение имели легкие бетоны и изделия па основе низкоактивных вяжущих: шлакобетонные камни и блоки объемным весом 1450-1500 кг/м3, и из «пробужденного» бетона -объемным весом 1800-900 кг/м3 при марке бетонов 35. Производство шлакобетонных камней к концу 1943 г. базировалось на станках ЯК-2 и др. Кроме того, к этому времени был освоен поточный выпуск полуавтоматических станков ЦСМ-133 (СМ-40) производительностью 360 камней в час, работа которых основана на эффективных методах уплотнении шлакобетонной смеси. Осуществлялось также монолитное строительство малоэтажных зданий с применением легких бетонов на известково-пуццолановых вяжущих.

В районах, располагавших природными пористыми заполнителями, применение легкого железобетона продолжалось и в годы войны. В 1941-1945 гг. в промышленном строительстве Армении и Грузии применяли изготовляемые из легкого железобетона плоские, ребристые и пустотелые плиты для кровельных покрытий. На ряде объектов были применены также прогоны и фермы пролетом 12, 18 и 20 м из легкого железобетона. Уложенные в тот период в перекрытиях ряда промышленных зданий сборные фермы пролетом 12 и 20 м изготовляли из легкого железобетона на основе шлакобетона марки 110 на топливных (котельных) шлаках.

На строительстве Тбилисского локомотиворемонтного завода в 1942-947 гг. были возведены многопролетные короткие цилиндрические оболочки с длиной волны от 7 до 21 м, пролетом 6 м, толщиной 6-7 см, общей площадью свыше 20 000 м2. Оболочки и диафрагмы-арки пролетом от 7 до 21 м были изготовлены из легкого железобетона на основе пемзобетона марки 50. В 1942 г. на основе работ ТНИСГЭИ на строительстве ТЭЦ была сооружена оболочка 18х26 м в плане из легкого железобетона с применением пемзобетона марки 50.

В 1950 г. благодаря исследованиям, проведенным в Институте строительного дела АН Грузинской CCP, на строительстве шелкоткацкой фабрики была возведена длинная цилиндрическая оболочка толщиной 10 см, размером в плане 20,6X25 м из легкого железобетона на основе пемзобетона марки 70.

В Грузии работы, выполненные в ТБИИЖТе, позволили применить легкий железобетон в строительстве мостов. В 1949 г. через р. Гализгу был построен пятипролетный железнодорожный виадук, в котором один балочный пролет размером 10,7 м и один арочный пролет размером 30 м были выполнены из легкого железобетона с применением пемзобетона марки 70. На основе этого опыта, за период с 1951 по 1957 г. из легкого железобетона на автодорогах Грузии из армированного пемзобетона, туфобетона и спонголитбетона было построено 15 мостов. Среди них имеются балочные, плитные, балочно-консольные и арочные мосты, путепроводы, косые мосты и т. и.

В 1946 г. на основе работ АИСМ в Армении было организовано производство пустотелых перегородочных плит и пустотелых настилов из легкого бетона. Перегородки из таких плит в скором времени полностью вытеснили деревянные. Пустотелые настилы «Симкар» с двумя или одной цилиндрической полостью изготовляли для междуэтажных перекрытий и покрытий из легкого железобетона на основе пемзобетона и туфобетона марок 50-40, причем выпуск таких изделий был регламентирован специальными техническими условиями.

Ширина пустотелых панелей была ограничена в пределах от 15 до 50 см при длине 565 см из-за отсутствия в тот период соответствующих кранов; для монтажа таких панелей использовали кран «Пионер». Вскоре на основе разработанного АИСМ вакуумного способа настилы эти начали выпускать также с прямоугольными полостями. В 1946-1948 гг. в Армении было организовано производство сборных одноэтажных домов целиком из легкого железобетона. Покрытия и перегородки собирали из изделий, указанных выше, а стены из элементов каркаса и стеновых панелей из ребристых плит. Производство таких домов из элементов заводского изготовления было прекращено в 1948 г. главным образом по тем соображениям, что в условиях дефицита цемента посчитали нецелесообразным возведение наружных стен из железобетонных панелей.

Легкие бетоны использовались не только в сборном, но и в монолитном строительстве. К наиболее интересным сооружениям, возведенным монолитным способом, относятся туфожелезобетонные арки пролетом 30 м, разработанные А. А. Аракеляном.

В существенно больших масштабах монолитный легкий бетон получил применение начиная с 1949-1950 гг. в гидротехническом строительстве. Из легких бетонов марок 100-200 на литоидной пемзе, а впоследствии и на вулканических шлаках, возведены и возводятся ответственные конструкции (акведуки, обделка туннелей, каналы и др.) гидротехнических сооружении Севано-Зангинского каскада, начиная с Гюмушской ГЭС, в после окончания строительстиа всех гидростанции на этом каскаде на гидростройках Татева и Арпа.

В опытном порядке легкие бетоны были использованы в дорожном строительстве на подъездных путях к заводам в г. Севане и Лусаване. После 1954-1955 гг, применение легкого бетона и железобетона в Закавказье начало расширяться во всех областях строительства. Этому способствовало то обстоятельство, что расширение производства природных пористых заполнителей требовало меньших капиталовложеиий и меньших сроков, чем организация искусственных заполнителей.

Разрабатываемые каталоги унифицированных конструкций и деталей, альбом рабочих чертежей, и также типовые проекты зданий с самого начала предусматривали их изготовление на основе легких бетонов, а проекты, поступающие извне, пересматривались с точки зрения замены тяжелого бетона легким. В соответствии с этим многопустотные панели перекрытий и перемычки, лестничные марши и площадки, элементы балконов и сборных кровельных покрытий и другие детали зданий различного назначения изготовлялись в основном из легкого железобетона.


 

Сборные конструкции и изделия промышленных зданий, в которых первоначально использовался обычный железобетон, частично также изготовляют из легкого железобетона. Вытеснение обычного бетона легким происходит и в предварительно напряженных конструкциях: в многопустотных панелях перекрытий, а также частично и в плитах покрытий, балках, прогонах и т. д. Из легких бетонов изготовляются элементы крупнопанельных зданий. Наружные стеновые панели делаются однослойными на основе заполнителей из кармрашенского вулканического шлака. В опытном порядке применяют однослойные наружные стеновые панели на основе щебня из кармрашенского вулканического шлака и песка из вспученного перлита. Легкие бетоны на природных заполнителях, в зависимости от их вида, изготовляют марок от 35 до 400, что позволяет эти бетоны применять в самых различных конструкциях. В наиболее массовых изделиях к многопустотных панелях перекрытий из легкого железобетона с обычной и напрягаемой арматурой, изготовляемых в Армянской CCP в объеме около 2 млн. м2 ежегодно, используют легкий бетон марок 150 и 200 в зависимости от марки стали.

В АИСМ разработаны различные методы приготовления легкобетонных смесей в бетономешалках, транспортирования смесей бетононасосами, изготовления, укладки и уплотнения при помощи торкрет- и шприц-аппаратов, уплотнения вибрированием, вакуумная обработка поверхностей свежеотформованного бетона и т. д. В частности, торкретная укладка легкобетонных смесей нашла применение как в гидротехническом строительстве, так и при изготовлении сборных тонкостенных ребристых армоцемеитных панелей, из которых собран купол пролетом 46,4х46,4 м над павильоном ВДНХ в Армении.

В последующие годы в легком бетоне и железобетоне помимо природных пористых заполнителей из месторождений Армении начинают использовать также природные пористые заполнители из месторождений других районов. Среди них заполнители вулканического происхождения (камчатские вулканические шлаки и др.) и осадочного - спонголиты, пористые известняки, известняки-ракушечники и опоки.

В 1946-951 гг. в центральных научно исследовательских организациях начали проводиться систематические исследования в области крупнопанельного жилищного строительства. В 1964-1965 гг, коллективом НИИ строительной техники и содружестве с производственниками на опытном полигоне было впервые освоено производство панелей стен, перегородок, перекрытий и санитарно-технических кабин из шлакобетона на каширских шлаках. Наружные стены выполнены из шлакобетона марки 50 объемным весом 1260 кг/м3.

Одновременно с изысканием новых конструктивных решений большие работы развернулись по усовершенствованию производства искусственных пористых заполнителей высокого качества. В 1947 г. в НИИ строительной физики были начаты исследовательские работы по созданию более совершенной технологии керамзита. Позднее в эту работу включились ЦНИПС, РосНИИМС, Волгоградгидрострой и др. В различных районах страны были начаты также опыты по получению шлаковой пемзы (термозита) из огненно-жидких металлургических шлаков.

Бетон и железобетон на пористых заполнителях могли получить массовое применение только при условии организации мощной промышленности различных видов природных и искусственных пористых заполнителей. Уже к 1958 г. производство пористых заполнителей заметно увеличилось. Наибольшее применение а стране имели пористые заполнители из доменных и топливных шлаков, шлаковая пемза и аглопориты. На основе шлаков в 1957 г. было изготовлено 1100 тыс. м3 крупных блоков и панелей. В разных регионах Советского Союза действовали установки по производству шлаковой пемзы (термозита): центробежная в Запорожье, пропеллерная в Жданове, опытная вибролотковая в Нижнем Тагиле, опытная двухвалковая в Верхнем Синячихине и др., общей мощностью 200-00 тыс. м3 в год. В эксплуатации, находились экспериментально-производственная линия по агломерации шлаков на Электростальстрое и две экспериментальные линии по спеканию зол и угленосных шахтных пород в Караганде, общей мощностью около 60 тыс. м3 в год. Керамзит производился на установках в Волжском. Бескудникове, Лианозове, Бабушкине, Куйбышеве, Ташкенте, Киеве, Ленинграде, Алма-Ате, Краскове, Минске, Усть-Каменогорске, Ухте и других местах. Было увеличено производство природных пористых заполнителей в Армянской CCP, причем вывоз их в другие республики к тому времени составлял около 300 тыс. м3 в год.

Помимо увеличения объемов применения бетона и железобетона на пористых заполнителях на новом этапе произошли изменения и в видах используемых пористых заполнителей и в областях использования бетона и железобетона на их основе.

Наибольшее развитие получило производство и применение керамзитовых заполнителей.

Новые виды легких бетонов, в том числе перлитобетоны, аглопоритобетоны и др., позволили разработать эффективные крупнопанельные ограждающие конструкции: однослойные панели наружных стен из этих бетонов, а также слоистые стеновые панели с несущим слоем из тяжелого бетона и теплоизоляционным слоем из крупнопористого легкого бетона, многопустотные и сплошные панели междуэтажных перекрытий, панели несущих перегородок и т. п.

В 1957-1961 гг. архитектурной мастерской им. В. А. Веснина и Центровоенпроектом совместно с институтами АСиА СССР разработаны проекты опытных и серийных крупнопанельных многоэтажных жилых домов с использованием легких бетонов. В результате применения легких бетонов оказалось возможным значительно снизить расход материалов и вес крупнопанельных зданий.

В 1966 г, в г, Волжском, на базе вступившего в строй завода с выпуском 110 тыс. м3 керамзита в год, началось массовое строительство крупноблочных и крупнопанельных зданий, Применение керамзитожелезобетона в конструкциях жилых зданий в г. Волжском позволило снизить их вес по сравнению с кирпичными домами на 40%.

В Москве применение керамзитожелезобетонных панелей в жилищном строительстве началось в 1957 г. и уже в 1958 г. их было изготовлено 19 тыс. м3, а в 1961 г. выпуск достиг 260 тыс. м3. На комбинате ЖБИ № 355 освоили выпуск наружных стеновых панелей толщиной 28 см из керамзитобетона марки 50, объемным весом 900-000 кг/м3 и цокольные панели - из керамзитобетона марки 75, объемным весом 1200 кг/м3. На этом комбинате с участием института Стройфизики в 1959 г. были изготовлены детали для опытного крупнопанельного жилого дома с наружными керамзитобетонными стенами толщиной 26 см.

Панели длиной 6 и 12 м из керамзитожелезобетона начали применять также в промышленном строительстве. HИИЖБ разработаны и внедрены в практику двухслойные керамзитожелезобетонные панели совмещенных чердачных перекрытий и крыш с обычным и напрягаемым армированием. Из керамзитожелезобетона с использованием бетона марки 200 помимо панелей изготовляются также прогоны, колонны и другие элементы.

На основе работ МАДИ в творческом содружестве с Волгоградгидростроем, Минтрансстроем, Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог и Союздорнии начиная с 1958 г. керамзитожелезобетон получил внедрение в мостостроении. Первый керамзитожелезобетонный мост, состоящий из двух пролетов по 7,5 м из балок таврового сечения, был сдан в эксплуатацию в Московской области в 1958 г. Керамзитожелезобетон имел прочность 282 кгс/см2 и объемный вес в высушенном состоянии 1670 кг/м3. В 1958 г. мостопоездом № 426 Минтрансстроя при участии Тбилисского политехнического института и МАДИ были изготовлены и установлены в перекрытия платформы метромоста и Москве и Лужниках и пешеходного пути на консолях, керамзитожелезобетонные плиты и балки под автомобильную дорогу из керамзитобетона марки 200 объемным весом 1650 кг/м3. Использование керамзитожелезобетона позволило снизить вес пролетного строения моста примерно на 17 тыс. т.

В результате работ, проведенных в МАДИ и Союздорнии, к 1962 г. построено 12 керамзитожелезобетонных мостов и три опытных участка автомобильных дорог. В числе их следует отметить построенный Волгоградгидростроем с участием МАДИ в 1961 г. первый в Европе пятипролетный мост длиной 102 м через реку Ахтубу с расчетными пролетами 15,2+3х21,9+15,2 м из преднапряженного керамзитожелезобетона. Был принят керамзитобетон марок 300-400 объемным весом 1725-1810 кг/м3. По сравнению с вариантом моста из тяжелого бетона общий вес пролетных строений уменьшился на 27%, расход арматуры сократился на 18% и стоимость оказалась на 11% меньше.

Первый участок автомобильной дороги с покрытием из керамзитострунобетонных плит построен в 1956 г. Эксплуатация участка показала лучшую работу преднапряженных керамзитожелезобетонных плит на упругом основании по сравнению с плитами из обычного бетона. На основании этих работ в 1958 г. построены два участка длиной 200 м из керамзитожелезобетонных плит.

В 1959 г. при постройке автодорожного керамзитожелезобетонного моста на Рязанском шоссе из керамзитожелезобетона были изготовлены также сваи.

В 1957 г. ГИИВТ совместно с Городецкой верфью построено экспериментальное керамзитожелезобетонное судно. В 1959 г. ГИИВТ совместно с Сокольской судоверфью построено еще два экспериментальных судна-дебаркадера длиной 20 м: одно из легкого бетона на керамзитовом заполнителе и другое из легкого бетона на литоидной пемзе месторождений Армении.

Бетон и железобетон на аглопоритовом заполнителе используются в различных областях строительства. В Белоруссии производство аглопорита организовано в Минске и Гомеле. В 1961 г. на Минском ДСК-1 начато производство преднапряженных многопустотных панелей из аглопоритожелезобетона. Объем производства с 40,5 м3 в 1961 г. возрос до 93 тыс. м3 в 1963 г. Еще раньше, в 1958 г. на основе работ Белорусского политехнического института Гушосдор построил из аглопоритожелезобетона трехпролетный мост длиной 24 м. Аглопоритобетон имел прочность на сжатие 185- 230 кгс/см2 и объемный вес 1700-1750 кг/м3.

В 1959 г. был построен металлический автодорожный мост с пролетной частью из аглопоритобетона марки 200. В результате расчетная нагрузка уменьшилась на 13%, экономия металла составила 10-2%, экономия денежных средств - 9,2 тыс. руб. В 1962 г. построены два путепровода общей длиной 90 м, пролетные строения и опоры которых выполнены из аглопоритобетона марки 250. Бетон и железобетон на пористых заполнителях из шлаковой пемзы получили применение в Украине. В г. Запорожье объем крупноблочных зданий с 1957 по 1962 г. составил 143756 м3 и объем крупнопанельных зданий с 1960 по 1962 г. - 102187 м3. В 1962 г. в эксплуатации находилась одна установка шлаковой пемзы на заводе "Запорожсталь» и в стадии окончания строительства на заводе «Азовсталь» и на Криворожском металлургическом заводе.

Благодаря работам Теплопроекта, НИИСМИ УССР, РосНИИМС, НИИСФ, ЦНИИЭП жилища, ВНИИНСМ, АИСМ и других научно-исследовательских институтов, выполненным в содружестве с производственными организациями, с 1957 г. началось производство и применение вспученного перлита и других вулканических водосодержащих стекол, а несколько позже и вспученного вермикулита. Начиная с 1958 г. на строительстве Иркутского алюминиевого завода с применением перлитожелезобетонных панелей были возведены стены ряда промышленных объектов из перлитобетона марки 75, объемным весом 1000 кг/м3, при толщине панели 15 см. За 1961-1962 гг. в Шелехове Иркутской обл. построено пять 48-квартирных крупнопанельных жилых домов серии I-464C со стенами из однослойных панелей из перлитобетона марки 50, объемным весом 800 кг/м3. Перлитобетон и вспученный перлит используются также для устройства плоских кровель промышленных и жилых зданий и высокоэффективной изоляции различного назначения.

В 1958 г. на основе работ НИИСМИ АСиА было организовано производство и применение вспученного перлита в Киеве, Калуше, Роздоле, Чернигове, Днепропетровске, Одессе, Черкассах, Херсоне, Белой Церкви и др. С 1959 по 1961 г. вспученный перлит в Украине применялся как в виде теплоизоляционной засыпки, так и для производства крупных перлитобетонных, керамзитоперлитобетонных панелей, керамоперлитовых, силикатоперлитовых и гипсоперлитовых изделий, а также в виде монолитного перлитобетона.

Вспученный вермикулит помимо использования в промышленной теплоизоляции получил применение также в крупнопанельном строительстве. На основе работ Уральского филиала АСиА на Челябинском заводе крупнопанельного домостроения изготовляются трехслойные стеновые панели толщиной 30 см, утепленные вермикулитобетоном. В 1961-1962 гг. выпущены такие панели для 32 пятиэтажных домов серий I-464 и I-464A.

Характерным для развития применения бетона и железобетона на искусственных пористых заполнителях после 1954-1955 гг. является резкое увеличение объемов их применения в тех областях, где первостепенное значение имеют теплоизоляционные свойства легких бетонов при относительно невысокой их прочности. Производство искусственных пористых заполнителей также было ориентировано на выпуск продукции, пригодной в первую очередь для легких бетонов таких видов. Задача производства гравийной фракции искусственных пористых заполнителей для изготовления возможно более легких бетонов получила сравнительно удовлетворительное решение, но с производством песка возникли серьезные затруднения. Пески, как из керамзита, так и из аглопорита, шлаковой пемзы (термозита) и др. имеют сравнительно большой объемный вес. Количество песка в легких бетонах составляет обычно 35-40% по объему от смеси заполнителей, т. е. 500-600 л на 1 м3 бетона, и поэтому объемный вес его заметно отражается на объемном весе легкого бетона.

Кроме того, при производстве керамзита выход песка получается не более 5-8%. Поэтому на ряде заводов легкий песок изготовляют дроблением керамзитового гравия на валковых дробилках, получая при этом из 1 м3 гравия 0,5-0,65 м3 песка объемным весом в 1,5-2 раза выше, чем у исходного керамзита.

Затруднение с искусственными легкими песками привело к разработке и применению так называемых гибридных видов легких бетонов, в которых в качестве крупного и мелкого составляющего используются разные виды заполнителей: керамзитовый гравий и кварцевый песок; керамзитовый гравий и гранулированный шлаковый песок; керамзитовый гравий и песок из вулканических шлаков (непродолжительный опыт крупноблочных заводов Москвы); керамзитовый гравий и перлитовый песок (опыт Киева и других городов) и т. д. В течение некоторого времени применялись также легкие бетоны на керамзитовом гравии, в которых необходимое количество песчаных фракций образуется непосредственно при приготовлении бетонной смеси в бетономешалках, снабженных устройством типа «заячье колесо», путем обкатки и перетирания крупных зерен керамзита.

Позднее были разработаны и применялись легкие бетоны на заполнителях с поризованным цементным камнем, в которых используются крупные фракции пористых заполнителей и поризованные при помощи технической пены вяжущие вещества, или легкие бетоны на искусственных пористых заполнителях при ограниченном содержании мелких фракций с введением в их состав воздухововлекающих и пенообразующих добавок. Все эти виды легких бетонов получили внедрение в практику при изготовлении наружных однослойных стеновых панелей и крупных блоков жилых, общественных и производственных зданий. В 1965 г. выпуск легкого бетона, поризованного пеной, газом и воздухововлекающими добавками, составил примерно 150-200 тыс. м3, а в 1968 г. - уже 1,5 млн. м3.

Помимо легких бетонов на пористых заполнителях неорганического происхождения, в последнее время получает применение также легкий бетон на заполнителях органического происхождения, названный арболитом. Впервые арболит был внедрен в 1963 г. Главгазом СССР при возведении ряда опытных зданий. В 1965 г. на базе древесного заполнителя и сечки камыша в СССР было изготовлено около 100 тыс. м3 арболитовых крупноразмерных изделий, использованных в малоэтажном строительстве ряда городов и сел. В разработке и внедрении арболита принимали участие НИИЖБ, ЦНИИСК, Гипроссльстрой, б. Алма-Атинский НИИСМ, НИИстройфизики и др. Некоторое применение получили также жароупорные легкие бетоны на неорганических пористых заполнителях. Теплоизоляционные и конструктивные легкие бетоны разработаны в 50-х годах в НИИЖБ. В качестве заполнителей используют отвальные доменные шлаки, керамзит, аглопорит, шлаковую пемзу, вспученный перлит и вермикулит. Жароупорные легкие бетоны изготовляют на портландцементном вяжущем и жидком стекле с тонкомолотыми добавками. Строительство из таких бетонов тепловых агрегатов (дымовых труб, сводов печей) показывает, что легкие бетоны могут быть использованы эффективно при температурах до 1000 C.

В течение последних десятилетий строительство характеризовалось ростом применения легкого бетона не только в России стране, но и в зарубежных странах, что объясняется его высокой эффективностью. В Англии применяются примерно такие же виды пористых заполнителей, как и у нас. Наиболее легкие из них - лека (типа керамзит) - имеют объемный вес 320-380 кг/м3, другие - от 700 до 900 кг/м3. Для ответственных несущих конструкций используют легкие бетоны прочностью от 210 до 420 кгс/см2, объемным весом 1600-800 кг/м3 (на шлаковой пемзе - до 2000 кг/м3). Из этих бетонов возводят многоэтажные здания, пространственные конструкции, мосты и др. 

В Австралии, где используются пористые заполнители, подобные английским, также велик объем применения легкого бетона в производстве мелкоразмерных изделий (камней). Имеется опыт строительства бескаркасных сборных легкобетонных зданий высотой 2; 4; 8; 20 и более этажей. В Сиднее построено 50-этажное здание из монолитного легкого бетона высотой 184 м; объемный вес бетона 1730 кг/м3, прочность - 320 кгс/см2. Благодаря уменьшению веса здания было сэкономлено 1 млн. 100 тыс. долларов.

Большой опыт применения легкого бетона имеется также в США, Австрии, Франции, ФРГ, Японии и др.

Из зарубежных стран наиболее значителен опыт и объем применения легкого бетона в США, о чем можно судить по выпуску пористых заполнителей еще в период 1955-1964 гг. Производство природных пористых заполнителей (пемза, вулканический шлак), а также вспученного перлита и вермикулита удерживалось примерно на одном уровне и составляло: для пемзы и вулканических шлаков - 0,9 млн. т, вспученного перлита - 0,22 млн. т и вспученного вермикулита - 0,14 млн. т ежегодно. Производство керамзита и аглопорита составило 2,9 млн. т в 1955 г., а уже в 1964 г. - 6,6 млн. т. Производство пористых заполнителей из доменных шлаков оставалось примерно на одном уровне и составило: для гранулированного шлака - 0,1 млн. т и для шлаковой пемзы (термозита) - млн. т ежегодно. Производство пористых заполнителей, получаемых из топливных отходов (золы-уноса), составило 0,14 млн. т. Всего пористых заполнителей производилось около 10 млн. т.

Шлаковая пемза в основном использовалась для изготовления легкобетонных стеновых камней, в то время как керамзиты и аглопориты - для бетонных и железобетонных конструкций и изделий в тех же сооружениях, что и описанные выше, до второй мировой войны. Новыми областями применения следует считать применение особо легких бетонов и растворов на базе вспученного перлита и вермикулита и высокопрочных легких бетонов в преднапряженном железобетоне. Вспученные перлиты (и вермикулиты, рассматриваемые в США в одной группе с перлитами) используются в сухих (товарных) гипсовых смесях для огнезащитных теплоизоляционных растворов, в цементоперлитобетонах и в асфальтобетонах. Цементоперлитобетоны применяются для утепления или устройства покрытия промышленных зданий. Цементоперлитобетон на основе смеси вспученного перлита с другими заполнителями, в частности с керамзитом, используется для изготовления конструктивных элементов. Получил применение также асфальтоперлитобетон для теплоизоляции монолитных промышленных зданий, бетонных полов первого этажа, подземных трубопроводов и др.

Следует отметить, что из общего объема 1,2 млн. м3 заполнителей из вспученного перлита, использованных в США в 1959 г., в сухих (товарных) гипсовых смесях для штукатурок различного назначения использовано 0,945 млн. м3, т. е. около 80% всего объема выпускаемого перлита. Из легкого бетона с применением предварительно напряженной арматуры изготовляют различные длинномерные конструкции, в том числе получившие распространение в США балки-плиты типа T и TT длиной 30 м, пустотелые круглые сваи длиной до 37 м, шпалы, корпуса атомных реакторов. Легкие бетоны применяют в промышленном строительстве, в автодорожных мостах, c дорожных и аэродромных покрытиях и др. Следует также отметить, что в США имеется и опыт применения легкого бетона в зданиях высотой до 200 м. Например, в Чикаго построен 58-этажный жилой дом, где колонны выполнены из тяжелого бетона, а перекрытия - из легкого.

В 1954-955 гг. на Аляске через р. Канаи сооружен сборный четырехпролетный керамзитожелезобетонный мост с четырьмя преднапряженными балками длиной 21,35 м, высотой 1,37 м и толщиной 15,2 см, с пучковой арматурой и анкерами типа Фрейсине (пять пучков по 12 проволок диаметром 7 мм), в которых был использован керамзитобетон прочностью на сжатие 350 кгс/см2, объемным весом 1,69 т/м3. Между балками, имеющими по пять диафрагм, были уложены сборные плиты проезжей части длиной 4,2 м, шириной 1,9 и 1,87 м и толщиной 15 см из керамзитобетона прочностью на сжатие 250 кгс/см2 и объемным весом 1,7 т/м3. Сборные элементы этого моста были изготовлены на заводе в г. Портленде (штат Орегон), т. е. на расстоянии 2400 км от Аляски, транспортировались морским, железнодорожным и автомобильным путями и выдержали восемь перегрузок без повреждений.

Современный уровень, достигнутый в России в области изучения и применения пористых заполнителей, легкого бетона и изделий и конструкций из них, является результатом творческой работы многочисленного коллектива научных работников, проектировщиков и производственников. К числу видных специалистов внесших большой вклад в решение этой проблемы, относятся: H. А. Житкевич, H. А. Белелюбский, P. M. Михайлов, H. А. Попов, E. В. Костырко, А. А. Гвоздев, К. С. Завриев, Ю. А. Штаерман, А. И. Ваганов, Б. Г. Скрамтаев, И. Г. Иванов-Дятлов, M. А. Якубович, С. А. Миронов, Г. Д. Цискрели, А. А. Аракелян, С. П. Онацкий, А. В. Жуков, В. С. Григорьев, И. А. Иванов, H. А. Корпев, Г. А. Бужевич, H. Я. Спивак, M. П. Элинзон, В. Г. Довжик и др.

Поиск