Смотрите также



Рельсовый транспорт

Рельсовый транспорт, предназначенный для доставки глины из карьера к месту потребления, бывает со стационарными двигателями — канатная тяга (см. рисунок) и с подвижными двигателями — электровоз, паровоз и мотовоз.

Схема канатной откатки

Чаще используют узкоколейный транспорт (ширина колеи 750 мм) с вагонетками, имеющими опрокидной кузов емкостью 0,75-1,5 м3 или опрокидные платформы с кузовами емкостью 3-6 м3. Наиболее употребительны вагонетки T-14, T-89, Т-57 с емкостью кузова соответственно 0,75; 1,0 и 3 м3.
При прокладке путей минимальный радиус кривой для узкой колеи 15 м.

Схема расположения транспортных путей в забое показана на рисeyrt ниже. Спуск транспорта с поверхности на рабочий горизонт и к забою осуществляется при помощи траншей, дно которых имеет уклон, выбираемый в зависимости от вида транспорта: для рельсового 1-2, безрельсового 5-15 и для конвейерного 18-20% и более (при использовании специальных лент).

Схема расположения транспортных путей в забое

В тех случаях, когда объем производства и расстояние транспортирования сырья небольшие, может быть применена канатная откатка. Вагонетки прицепляются непосредственно к постоянно движущемуся канату, приводимому в движение специальной лебедкой. Скорость откатки от 1,5 до 5 м/сек. При односторонней откатке производительность транспортного устройства определится по формуле

производительность односторонней откатки

где n — число вагонеток, шт.; q — емкость одной вагонетки, м3; К — коэффициент использования времени; L — расстояние транспортирования, м; и — скорость движения, м/сек; t — время на маневры, сек.

Производительность при двусторонней откатке можно определить по формуле (обозначения те же, что в предыдущей формуле)

П = (3600·n·q·K·?)/L, м3/час

В случаях, когда состав должен двигаться по очень крутому подъему, устраивается одноконцевой канатный подъемник. Тяга осуществляется лебедкой.

На промышленных предприятиях рельсовый транспорт занимает значительный удельный вес. Он надежен в эксплуатации, имеет большие емкости для перевозки грузов, большие скорости и т. п., но в то же время требует больших капитальных затрат при строительстве многих, а иногда и сложных линейных устройств и сооружений.

Поэтому рельсовый транспорт (особенно широкой колеи) применяют в тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно использовать другие виды транспорта — автомобильный, конвейерный. Постройка широкой колеи должна быть оправдана экономически. Если расстояние от карьера до приемного пункта предприятия более 50 км, то сырье целесообразно транспортировать в вагонах широкой колеи.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ при перевозках грунта достигает 97%. Основными преимуществами рельсового транспорта являются: его универсальность, возможность круглогодичной эксплуатации и перевозки грузов большого тоннажа, а также сравнительно невысокая стоимость перевозок.

Поиск